Пять выдающихся фортификаторов России

Фото: Wikimedia Commons

НЕСТОР БУЙНИЦКИЙ

Нестор Буйницкий родился в Санкт-Петербурге, образование получил в Николаевском инженерном училище и Николаевской инженерной академии, после окончания которой был направлен в качестве военного инженера в крепость Осовец, где в течение четырех лет участвовал в создании оборонительных сооружений. Крепость была построена с целью обороны коридора между реками Неман и Висла — Нарев — Буг, с важнейшими стратегическими направлениями Петербург — Берлин и Петербург — Вена. Во время Первой мировой войны крепость выдержала осаду и три штурма немецких войск, в том числе с применением химического оружия.


Обладая определенным писательским талантом, Буйницкий много публиковался в «Инженерном журнале», «Военном сборнике», «Артиллерийском журнале», писал статьи для «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, «Энциклопедии военных и морских наук», и «Военной энциклопедии». В 1893 году Буйницкий был назначен репетитором по фортификации в родном вузе и через два года защитил диссертацию на звание преподавателя. В диссертации «Влияние последних нововведений в области оружия на полевую фортификацию» он уделил внимание многим спорным фортификационным вопросам.
Умер Буйницкий 4 декабря 1914 года в Петрограде. По одной из версий, он погиб из-за несчастного случая: был убит на пропускном посту крепости Новогеоргиевска случайно опущенным на голову шлагбаумом. По другим данным, смертельно ранен в автокатастрофе.


Крепость Осовец в Польше. Фото: Wikimedia Commons

ЭДУАРД ТОТЛЕБЕН

Крупнейший военный инженер своего времени родился 8 мая 1818 года в прибалтийском городе Митава. Образование начал в Петербурге в Главном инженерном училище, закончить которое помешала болезнь сердца. Тотлебен вернулся в Ригу, служил в саперном батальоне в чине подпоручика. Именно там Тотлебен стал проводить опыты с трубной контрминной системой: за эти исследования инженер был произведен в штабс-капитаны.


Во время Крымской войны Тотлебен сыграл видную роль в организации обороны Севастополя, руководя инженерными работами. Фортификатор проявил выдающийся инженерный талант при строительстве укреплений, не позволивших взять город атакой и заставивших противника перейти к осаде. Первое бомбардирование Севастополя показало силу севастопольских укреплений. Попытки взорвать севастопольские укрепления натолкнулись на подготовленные инженером сети минных галерей. Тотлебен был ранен в ногу пулей навылет, но, несмотря на болезненное состояние, продолжал руководить оборонительными работами, пока состояние его здоровья настолько ухудшилось, что он был вынужден оставить Севастополь.
После падения Севастополя Тотлебен в чине генерал-адъютанта строил фортификационные укрепления Николаева, совершенствовал оборону Кронштадта. Объяснительная записка Тотлебена по вопросу об укреплении Николаева представляет одну из самых ценных научных работ. Идеи, высказанные им здесь под недавним впечатлением пережитых боевых опытов, открыли новую эру в фортификационном искусстве. Тотлебен отходит от традиций и пишет о необходимости иметь систему фортов с промежуточными артиллерийскими позициями, к которым должны подходить железные дороги и выясняет распределение всех родов оружия и роль каждого из них.
В 1863 году, вследствие ожидавшихся политических осложнений, Тотлебен был назначен главным инженером по приведению в оборонительное положение крепостей Свеаборг, Динабург, Кронштадт, Николаев, Выборг и укрепительным работам в устьях рек Невы и Западной Двины. В 1869 году Тотлебен составил проект укрепления Киева, в частности, составил проект Лысогорского форта.
Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Тотлебен руководил успешной осадой Плевны, командовал Рущукским отрядом, а затем был назначен главнокомандующим. На завершающей стадии войны он вел дипломатические переговоры по подписанию мира, затем организовывал возвращение войск в Россию, эвакуацию раненых и больных. После окончания войны был награжден орденом Андрея Первозванного и святого Георгия 2-й степени и получил титул графа. Труды Тотлебена настолько продвинули вперед русское военно-инженерное искусство, что в настоящее время существование оригинальной русской фортификационной школы не подлежит сомнению.
Умер Тотлебен в Германии, его могила находится на Братском кладбище в Севастополе.


Часть фортификации, форта Тотлебена в крепости Крым, Керчь
Фото: Btxo/Wikimedia Commons

АРКАДИЙ ТЕЛЯКОВСКИЙ

Русский военный инженер, фортификатор и заслуженный профессор закончил Главное инженерное училище, став военным инженером и подпоручиком в 1825 году. После участия в Русско-турецкой войне, несколько десятков лет Теляковский преподавал фортификацию в различных военно-учебных заведениях, участвовал в строительстве крепостей. Его главный научный труд — «Фортификация полевая», в которой фортификационные системы рассматриваются во взаимосвязи с тактикой и стратегией, — был переведен почти на все европейские языки. Утверждения Теляковского о связи фортификации с военным искусством и артиллерией, необходимости сочетания укреплений с местностью и потребностями войск, разработке новых типов оборонительных сооружений, разделении инженерных работ по очереди выдержали практическую проверку во время обороны Севастополя в 1854–1855 годах. Взгляды Теляковского на военно-инженерную науку нашли многочисленных сторонников и явились основой создания русской школы фортификации.


Фото: nplit.ru

КАРЛ ШИЛЬДЕР

Родился выдающийся изобретатель и военный инженер 27 декабря 1785 года в Псковской губернии в семье богатого рижского купца. После среднего образования в Москве, Шильдер отправляется в Санкт-Петербург, где и начинает изучать фортификацию. Прервав обучение из-за участия в сражении под Аустерлицем, за которое будущий инженер был награжден орденом святой Анны 4-й степени с надписью «за храбрость», Шильдер возвращается продолжать прерванные научные занятия в Депо карт, после чего начинается его служба в инженерных войсках. В 1810 году он, в числе лучших инженерных офицеров, был назначен в крепость Бобруйск для производства работ по ее расширению. К началу Отечественной войны крепость была почти закончена, и выдержала осаду поляков.
С 1831 по 1854 год Шильдер занимается деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приемов инженерной атаки и обороны. В 1832 году им был впервые применен гальванический ток для взрыва пороха, заложенного в земле. Им изобретена новая контрминная система, основанная на принципе закладки трубы в просверленных в грунте скважинах, для производства этих скважин им было изобретено особое сверло. За эти изобретения Шильдер в 1833 году был награжден званием генерал-адъютанта. В 1838 году Шильдер изобрел фугасовые ракеты новой конструкции, заключавшие в себе большое количество пороха. Он также применил электрический ток для взрыва подводных мин, изобретя способ прокладки проводов под водой, он усовершенствовал способ устройства бурдючных мостов. Многие изобретения Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, например, изобретенная им подводная лодка не оправдала, вследствие несовершенства технических устройств, возлагавшейся на нее надежды. Однако ее испытания были осуществлены 29 августа 1834 года на Неве в присутствии Николая I. С подводной лодки под командованием самого Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях.
В начале Крымской войны Шильдер был смертельно ранен. 11 июня 1854 года изобретатель скончался в госпитале в городе Калараш в Румынии. По поводу его смерти император Николай I писал: «Потеря Шильдера меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости».


Фото: Wikimedia Commons

КАРЛ ОППЕРМАН

Известнейший российский инженер, картограф и фортификатор родился в Дармштадте. Поступив на службу в 1779 году 14-летним юношей, Опперман стал быстро продвигаться и в 1783 году был уже инженер-капитаном. Задумав перейти в Русскую службу, он отправляет прошение принять его в русское подданство, на которое императрица Екатерина II отвечает согласием, и в 1783 году, 12 октября, Опперман был принят в Инженерный корпус в чине поручика. В России Опперман прежде всего усердно принялся за изучение русского языка, которым впоследствии овладел в совершенстве. С началом Шведской кампании 1788 года он принял в ней участие и за возведение за несколько часов укрепления береговых батарей, что способствовало разгрому шведского флота в битве под Роченсальмом в 1789 году, был произведен в инженер-капитаны.
В 1795 году Опперман разработал проект укрепления западных границ Российской империи, а в марте 1803 года он был командирован в Финляндию для приведения пограничных крепостей в оборонительное положение. Наконец, 6 января 1805 года он по высочайшему повелению императора отправился в Италию с секретным заданием осмотреть французские крепости: предполагалась война с Наполеоном. Позже инженер руководил постройкой Бобруйской и Динабургской крепостей. Армия Наполеона обложила и держала в блокаде Бобруйск несколько месяцев, но благодаря умелым действиям русского гарнизона и фортификациям, взять его не смогла.
По окончании войны Опперман занимался устройством Инженерного департамента, формированием саперных и пионерных войск, управлял строительной частью по всем крепостям России, принимал большое участие в учреждении главного инженерного училища. В 1829 году инженер разработал проект перестройки Брестской крепости, строительство которой закончилось в 1842 году. В 1941 году для разрушения крепости немецким войскам пришлось применять 1800-килограммовые бомбы.
В 1830 году по пути к Свеаборгской крепости, Опперман заболел холерой и умер. Похоронен в Петербурге на Выборгском холерном кладбище, расположенном на Куликовом поле.

Фото: Wikimedia Commons

Пять выдающихся фортификаторов России
голосов: 1, средний рейтинг: 5.00



Поделиться:


2 Responses to Пять выдающихся фортификаторов России

  1. Валерий:

    Материал интересный, но с грубым нарушением культуры подачи материала. Прежде всего принципа историзма. Когда родились? Когда приступили к профессиональной деятельности? Когда её завершили? Когда покинули мир сей? Кто был чьим преемником? Какова, в конце концов, история российской фортификации в лицах? Обидно!

    • allez:

      Валерий, бог с вами, о какой культуре подачи материала вы говорите? С подавляющим большинством блогеров это понятие несовместимо в принципе. А термин «принцип историзма» может и вовсе ввести их в ступор. Остается только радоваться, что автор этой публикации сделал ее хотя бы в блоге, а не в Твиттере. :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Top