![](/images/2013/10/52d3e_0_e734d_49e5ae13_orig.jpg)
Пилатусбан считается самой крутой железной дорогой в мире. Весь маршрут от города Альпнахштадт до вершины горы Пилатус поезд проходит за полчаса, делая пару остановок по пути. Самый опасный участок железной дороги Пилатусбан начинается в конце, когда поезд въезжает в тоннели, а туристы судорожно вжимаются в кресла.
Вот здесь начинается настоящий швейцарский экстрим.
![](/images/2013/10/52d3e_0_e734a_bdb3fef_orig.jpg)
Вот что пишет турист osintsev:
Пилатус – это горный массив в швейцарских Альпах – одно из тех мест, где «надо побывать». Добраться до вершины горы можно тремя способами: по зубчатой железной дороге (из Alpnachstad), по канатной дороге (из Kriens) или пешком. Любой из способов подъема оставит незабываемые впечатления, главное — угадать с погодой. А она здесь переменчива – дождь может сменить солнечную погоду без предупреждения, и наоборот. И это порой по несколько раз за день.
Пилатусбан (Pilatusbahn) – это старая железная дорога, её открытие состоялось в 1889 году, в 1937 она была электрофицирована.
Существует несколько различных видов зубчатых железных дорог. Распространенными конструкциями зубчатых прививок являются системы Marsh, Абта, Locher, Riggenbach, Strub и Von Roll.
![Безымянный рисунок](/images/2013/10/7ecd3_-%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA1.png)
Строительство железной дороги осуществлялось по проекту инженера с говорящей фамилией Эдуард Лохер. Интересен факт, что когда он предложил проект конструкции с двумя горизонтально движущимися зубчатыми колёсами, его назвали чудаком. Сегодня же система Locher – одна из распространенных конструкций зубчатых зацеплений на железных дорогах.
![Pilatus-Bahnen: Steilste Zahnradbahn der Welt Pilatus-Bahnen: Steilste Zahnradbahn der Welt](/images/2013/10/7ecd3_0_e7360_537bdbe5_orig.jpg)
Для справки, зубчатая железная дорога – рельсовый вид транспорта, моторные вагоны (или локомотив) которого оснащены одним или несколькими зубчатыми колесами. Они включаются во время движения. Между обычными рельсами уложена зубчатая рейка, с которой сцепляется зубчатое колесо локомотива (или вагонов). Такая технология обеспечивает лучшее сцепление с рельсами при подъемах на уклонах до 16‰ и более (для сухих условий) и до 14‰ (при влажных условиях).
![](/images/2013/10/7ecd3_0_e7361_cc3da93_orig.jpg)
В настоящее время в мире насчитывается более 150 зубчатых железных дорог, в том числе эксплуатируемых постоянно (зимой и летом) – около 60 дорог. 50% всех действующих дорог приходится на Швейцарию. Эта страна имеет самый продолжительный опыт эксплуатации таких дорог, самый современный подвижной состав собственного производства и самые крутые дороги (28‰ и 48‰ уклона). Кроме того, швейцарские дороги в большинстве своем прибыльны и рентабельны.
![](/images/2013/10/7ecd3_0_e735a_94e06f15_orig.jpg)
Похвастаться зубчатыми дорогами также могут Австрия, Германия, Венгрия и ряд латиноамериканских стран (Бразилия, Венесуэла, Чили). Используют их как способ перемещения по туристическим маршрутам в гористой местности или как городской пассажирский транспорт (например, в Будапеште, Цюрихе или Штутгарте). На территории России зубчатые железные дороги отсутствуют.
![](/images/2013/10/7ecd3_0_e735b_71a80090_orig.jpg)
По маршруту Пилатусбан курсируют 10 вагонов, вместимостью 40 человек каждый. Максимальная пропускная способность дороги 340 человек в час. Средняя скорость движения – 9-12 км/ч. Внутри вагонов чистота и интерьер в стиле 50-х годов прошлого века. В глаза сразу бросаются ручные стеклоподъемники и надпись «не высовываться из окон». Это важно – есть участки дороги, где вытянув руку из окна можно сорвать горные цветочки или прикоснуться к скале.
![](/images/2013/10/7ecd3_0_e7350_9d8ceed3_orig.jpg)
Сидеть в вагоне нужно лицом к вершине Пилатус. С левой стороны пейзажи гор, скал, лугов, лесов, а с правой к ним добавляется потрясающий вид на озера и населенные пункты. Ну и вокруг, как и по всей Швейцарии, слышен звон колокольчиков пасущихся коров. Кому интересен процесс управления поездом, можно сесть в первый вагон и наблюдать за работой машиниста.
![](/images/2013/10/7ecd3_0_e7351_8858561a_orig.jpg)
30 минут в пути пролетают мигом. По маршруту поезд делает непродолжительные остановки. Одна из них, на станции Amsigen, длится пару минут – здесь у фермеров можно купить сыр. Но не как в России – из окошка поезда или на перроне, а пройти в домик, продигустировать сыр. Только поезд дигустаторов не ждет, им придется добираться на следующем по расписанию поезде.
![](/images/2013/10/76f1a_0_e7357_d64a91f4_orig.jpg)
Завершающий отрезок маршрута самый захватывающий – это проезд через тоннели, выдолбленные в скалах, это те самые уклоны в 48‰, это обрывы в десятки метров высотой, в метре от поезда. В голове сразу возникает вопрос: «Как долго мы будем лететь, если откажут тормоза?». Шутка! Мысли о другом – не выронить бы фотокамеру и не сломать бы шею при въезде в очередной тоннель. Единственный минус от поездки по дороге, на который, впрочем, не обращаешь внимания – это шум зубчатых колес.
![](/images/2013/10/76f1a_0_e7359_da4e5b29_orig.jpg)
На вершине горы Пилатус Кульм чего только нет – отели, рестораны, кафе, сувенирные магазинчики, открытые и крытые смотровые площадки и 5 пешеходных троп с перепадом высот до 60 м.
![](/images/2013/10/76f1a_0_e735c_38df41d3_orig.jpg)
![](/images/2013/10/76f1a_0_e735d_995e50c9_orig.jpg)
![](/images/2013/10/76f1a_0_e735e_2d95513e_orig.jpg)
![](/images/2013/10/76f1a_0_e735f_7b850ba6_orig.jpg)
![](/images/2013/10/76f1a_0_e7362_13427078_orig.jpg)
![20120707_124856_dsc_5657 20120707_124856_dsc_5657](/images/2013/10/18845_0_e7346_9ebe4e8a_orig.jpg)
Чем заняться
Разглядывать пейзажи за окном и щелкать затвором фотоаппарата во время поездки на поезде по железной дороге Пилатусбан.
Как добраться
Альпнахштад находится у подножья горы Пилатус. Добраться до Альпнахштадт можно на поезде из Люцерна (около 30 минут) или на пароме от причала № 2 (1 час).
Экипировка
Несмотря на соблазн протянуть руку и сорвать альпийский цветок, из окна высовываться нельзя.
Инфраструктура
Поезд состоит из 10 вагончиков.
Как улучшить впечатления
Выйти на одной из промежуточных остановок и купить сыра у местных фермеров. Правда, тогда придется задержаться и сесть уже на следующий поезд.
Стоимость входа
68 швейцарских франков.
График работы
C8:10 до 17:50.
Обратно последний поезд уходит в 18:45.
Где переночевать
В городе Люцерн или в отеле на вершине горы Пилатус.
Что привезти на память
Сыр от местных фермеров, множество фотографий и впечатлений.
Сайт
www.pilatus.ch
![](/images/2013/10/18845_0_e7347_83e24d36_orig.jpg)
![](/images/2013/10/18845_0_e7348_af357a6a_orig.jpg)
![](/images/2013/10/18845_0_e7349_36823f65_orig.jpg)
![](/images/2013/10/18845_0_e734b_3b15e100_orig.jpg)
![](/images/2013/10/18845_0_e734c_73a55f28_orig.jpg)
![](/images/2013/10/52d3e_0_e734d_49e5ae13_orig.jpg)
![](/images/2013/10/18845_0_e734e_9df5607f_orig.jpg)
![](/images/2013/10/18845_0_e734f_c31aa306_orig.jpg)
![](/images/2013/10/18845_0_e7352_15e531bd_orig.jpg)
![](/images/2013/10/b303f_0_e7353_d2f1e9e2_orig.jpg)
![Gold_Rundfahrt-2011 Gold_Rundfahrt-2011](/images/2013/10/b303f_0_e7354_bdd6fcc4_orig.jpg)
![](/images/2013/10/b303f_0_e7355_1c8108b0_orig.jpg)
![](/images/2013/10/b303f_0_e7356_b47c9b34_orig.jpg)
Пилатусбан
голосов: 3, средний рейтинг: 5.00