Шумерский список царей

Приблизительно в конце III тысячелетия до н.э. в новошумерскую эпоху (2111-2003) или в начале эпохи Иссина-Ларсы (2003-1792), вероятно, в промежутке времени 2100-1900 гг. до н.э. был оформлен и записан интересный литературный памятник, который можно считать псевдоисторическим источником. По своей структуре он несколько напоминает хронику. Этот произведение получило название в шумерологической науке «Царского Списка».


Из многих невероятных артефактов, найденных при раскопках в Ираке, на месте некогда процветающих шумерских городов, лишь немногие могут сравниться с этим списком. В древним манускриптом, изначально написанным на шумерском языке, где указаны цари Шумера (древнего государства на юге современного Ирака) из собственно шумерских и соседних династий, их предположительные сроки правления и месторасположение «официальной» монархии. Уникальность данного артефакта заключается в том, что он объединяет по-видимому мифических додинастических правителей с правителями, чье историческое существование было подтверждено.

Первый фрагмент этого редкого и уникального текста на 4000-летней клинописной табличке был найден в начале двадцатого века немецко-американский ученым Германом Хильпрехтом на месте древнего Ниппура и опубликован в 1906 году. Со времени находки Хильпрехта, были обнаружены, по крайней мере, еще 18 других экземпляров Списка царей, большинство из которых относятся ко второй половине династии Исина (ок. 2017-1794 гг. до н.э.). Ни один из этих документов не является копией другого. Тем не менее, есть достаточное количество общего содержания во всех вариантах списка, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что они связаны с одним общим «стандартным» изложением шумерской истории.

Давайте узнаем подробнее про этот артефакт:

 

Шумер (иногда также называемый Шумерией) является местом самой ранней из известных цивилизаций и расположен в самой южной части Месопотамии между реками Тигром и Евфратом, в области, которая позже стала Вавилонией, а в настоящее время является югом Ирака, простираясь от окрестностей Багдада до Персидского залива.

К 3-му тысячелетию до н.э., Шумер был областью, где располагались, по крайней мере, двенадцать отдельных городов-государств: Киш, Урук, Ур, Сиппар, Акшак, Ларак, Ниппур, Адаб, Умма, Лагаш, Бад-тибра и Ларса. Каждое из этих государств представляло собой окруженный стеной город с близлежащими деревнями и землями, в каждом таком городе-государстве поклонялись собственному божеству, чей храм был центральным строением города. Политическая власть первоначально принадлежала гражданам, но, по мере обострения соперничества между различными городами-государствами, был принят институт царской власти.

Согласно записям «Списка царей Шумера», восемь правителей царствовали до великого потопа. После Потопа, различные города-государства с их царскими династиями временно брали верх и устанавливали свое господство над другими.

Среди всех экземпляров «Списка царей Шумера», призма Вельда-Бланделла, входящая в клинописную коллекцию Музея Ашмола в Оксфорде, представляет собой наиболее объемную по содержанию версию, а также наиболее полную копию Списка царей.

Призма высотой в 8 дюймов имеет четыре стороны с двумя колонками на каждой стороне. Считается, что изначально она была снабжена деревянным стержнем, проходящим через ее центр, чтобы ее можно было вращать и читать со всех четырех сторон. Призма содержит список правителей, начиная от допотопных династий и до четырнадцатого правителя династии Исин (около 1763-1753 гг. до н.э.).

Список представляет огромную ценность, поскольку он отражает очень древние традиции, одновременно являясь важной хронологической шкалой, ссылающейся на различные периоды царствования в Шумере, и даже демонстрирует замечательные совпадения с содержанием Книги Бытия.

 

 

Мифическое прошлое Шумера

«Список царей Шумера» ведет свое начало с самого зарождения монархии, которая рассматривается как божественное установление: «царство спустились с небес». Правители самых ранних династий царствовали фантастически долгие сроки:

«После сошествия царствия с небес, монархия располагалась в Эридуге. Царем там стал Алулим, который правил 28 800 лет. Затем Аллалгар правил в течение 36 000 лет. 2 царя; они правили в течение 64 800 лет.»

Некоторые из правителей, упомянутых в раннем списке, например, Этана, Лугальбанда и Гильгамеш, являются мифическими или даже легендарными персонажами, чьи героические деяния стали сюжетами целого ряда шумерских и вавилонских сказаний.

В раннем списке упомянуты восемь царей, которые в общей сложности правили 241 200 лет с момента, когда царская власть «снизошла с небес» и до времени, когда волна «Потопа» прокатилась по земле, и еще раз «царствие было спущено с небес» после Потопа.

«Царский список», однако, не последовательная хроника, где хронологически изложены события, а всего лишь перечень разных правителей, которые якобы поочерёдно и последовательно правили от начала мира в разных городах Междуречья. При этом вероятность того, что династия правившая раньше другой могла быть помещена позже довольно высока. Правители, которые правили подряд в одном и том же городе, условно составляли одну «династию», но при этом они необязательно состояли в родственных отношениях. Надо иметь в виду и то, что ряд царей «династией» мы назвваем довольно условно. Т.е. как правило это правители из одного города-государства правившие посменно, пока это город-государство не приходило в упадок или не было завоёвано извне. В этот самый список попали, как и исторические (т.е. существовавшие в действительности), так и мифические легендарные персонажи. Большая часть упомянутых в «Списке» правителей носили титулы эн-жрецов (шум. en), лугалей или «больших людей», «военных вождей! (шум. lú-gal) или энси – жрецов-строителей, жрецов-градоначальников (ensí).<См. Jacobsen 1939.>

В Раннединастическую эпоху даже не существовало титула «царя» (лугаль), да и некоторые династии упомянутые в «Списке» правили не поочерёдно друг за другом, а синхронно друг другу.<ИДВ I, 163> «Лугаль» в понятии именно как «царь» стал использоаваться лишь в эпоху династии Аккада, а затем и в эпоху III династии Ура, когда «лугаль» уже не был простой градоправитель или выборный военный вождь, а царь, которому подчинались десятки или даже сотни ранее независимых городов, ранее управляеумые «энами» или «энси». Однако, этот коренной перелом в государственной идеологии пришёлся на отрезок времени 2300 по 2000 до н.э., когда и были созданые первые древневосточные деспотии с деспотическими, могучие царства с неограниченными во всём монархами во главе. И этими царствами были: царство Аккада (2334-2154), основанное Саргоном Древнем, а затем и царство III династии Ура (2112-2004), также называемое часто Новошумерским царством.

В «Списке» упомянуты как легендарные полумифологические цари Шумера живщие до потопа такие как Энмедуранна или Зиусудра, так и реальные исторические лица как Эн-Мебарагеси, Лугальзагеси или Саргон Древний. Сам текст «Списка» пропогандисткого толка. Его составители (видимо, новошумерские или первые иссинские цари) ставили своей целью показать преемстевнность и легитиность своих династий от предыдущих. По словам И.М.Дьяконова «целью состовления «Списка» было внушение мысли, будто единая царская власть, осущесвлавшаяся над всей страной обожествлёнными царями III династии Ура (2111-2003 гг. до н.э.), божественного происхождения, что она якобы в начале времён спустилась с неба как некая эманация и, через непрерывную последовательность династий, каждая из которых была всякий раз единственной, перешла в конце концов к тому царю при котором и был составлен «Список».<ИДВ I, 163> «Список» начинается словами о царсвенности, которая спустилась с небес:

1-3. После того как царственность спустилась с Небес, была царственность в Эриду, в Эриду царём был Алулим

Условно «Список Царей» можно разделить на две части. 1.) первая часть повестувет мифических правителях и династиях, которые якобы правили Шумером до Потопа. 2.) Во второй части речь идёт о тех правителях и династиях что правили уже после Потопа, сюда на ряду с легендарными правителями (ранними) попал и целый ряд исторических личностей – правителей, которые действительно правили в Шумере в Раннединастическую эпоху (2900/2800-2330 гг до н.э.), эпоху династии Аккада (2330-2150), кутийскую и новошумерский период (22-21 вв. до н.э.).

Нас в данном очерке интересуют не столько «допотопные цари», а именно «исторические личности», а также такие легендарные цари как Энмеркар, Лугальбанда и Гильгамеш – герои шумерский эпических сказаний, легендарные цари I династии Урука жившие веротяно ок. 2700 г. до н.э, а также и такие правители Киша как Эн-Мебарагеси и его сын Акка, и цари Аккада как Саргон и Нарам-Су’эн .

Вторая часть списка и начинается с первой послепотопной династии и эта династия получила наименование в научной литератруе I династии Киша, к которой относились среди других Эн-Мебарагеси и его сын Акка. Эн-Мебарагеси – первый исторические засвидетельстовавнный правитель Ближнего Востока, от которого сохранились и его собственные надписи.<См. например FAOS 5, 213-214> От Акки надписей у нас нет, но он тоже, скорее всего, историческая личность. В эпической песне «Гильгамеш и Акка» он назван сыном Эн-Мебарагеси и передстаёт царём Киша и главным оппонентом Гильгамеше в борьбе за гегемонию над Шумером. <См. Muinasaja kirjanduse antoloogia 2005, 49-53>

В «Царский Список» попали и цари разных других городов и царств таких как Аван, Ур, а также цари Аккада, кутийские завоеватели, новошумерские правители. Но по идеологическим причинам состовители «Списка» специально не включили правителей царства Лагаша, как будто бы древний Лагаш и вовсе не существовал. Тому есть своё логическое объяснение. И.М.Дьяконов объясняет это политическими мотивами – так как имело место вражда Ура и Лагаща в начале правления III династии Ура, но нам ничего неизвесто о причинах.<ИДВ I, 164>

Однако, «Царский Список» был составлен на «пустом месте» а, видимо, писец или писцы записавшие его в новошумерскую эпоху, базировались на ранние письменные свидетельства откда они и почерпнули имена раннединастических правителей. Видимо, основой «Списка» послужили более древние надписи из Ура, Ниппура, и прочих городов, храмовых архивов при святилищах, а также составитель «Списка» мог базироваться на списки «датировочных формул».< ИДВ I, 164> <Датировочная формула – формула, точнее короткая надпись аналогичная первичной летописи, была введена в эпоху РД III в некоторых шумерских городах для датировки деловых документов по наиважнейшему событию, которое имело место в том или ином году. Пример датировочной формулы их эпохи Саргона Древнего: «В год, после того как Саргон Уру`a разрушил»(D-2. Sargon 2a) . Это значит, что в этот год Саргон разрушил Уру`a и этот год был датирован по этому событию. Если в следующем году Саргон например завоевл город N, то датировочная формула звучалы бы примерно так «В год когда Саргон N город завоевал», однако, если в этом году ничего значительного не происходило, писец мог просто записать так: «На следующий год, после того как Саргон Уру`a разрушил».>

Версии объяснения долгих сроков правления

Поразительно долгие сроки правления ранних царей вызвали многочисленные попытки толкования. Одной крайней точкой зрения является полное неприятие столь астрономических значений, как «абсолютно надуманных», и утверждение о том, что они недостойны серьезного рассмотрения. Другой крайностью является убеждение, что цифры имеют-таки реальные основания, и что ранние цари были и в самом деле богами, способными жить гораздо дольше, чем обычные люди.

Между этими двумя крайностями лежит гипотеза, что цифры являются относительными значениями, отражающими степень могущества, торжества или важности конкретного правления. Например, в древнем Египте, фраза «он умер в возрасте 110» относилась к тем, кто жил наполненной жизнью, и кто внес важный вклад в развитие общества. Аналогичным образом, невероятно длительные периоды правления ранних царей могут быть истолкованы, как имеющие огромную степень важности в глазах народа. Это, однако, не объясняет, почему в более позднее время сроки правления сократились до вполне реалистичных.

В том же русле лежит и убеждение, что хотя существование ранних царей исторически не подтверждено, это не исключает возможности того, что они имели отношение к историческим правителям, которые позднее превратились в мифических персонажей.

И наконец, некоторые специалисты искали объяснения этих значений через применение математических методов и представлений (например, Гаррисон, 1993).

Отношение к Книге Бытия

Некоторые ученые (например, Вуд, 2003) обратили внимание на тот факт, что имеются весьма примечательные совпадения между «Списком царей Шумера» и сюжетами Книги Бытия. Например, в Книге Бытия повествуется о «великом потопе» и усилиях Ноя по спасению всех земных животных видов от гибели. Точно так же, в «Списке царей Шумера» мы находим обсуждение великого потопа: «волна потопа прокатилась по земле».

В «Списке царей Шумера» фигурируют восемь царей (в некоторых версиях 10), которые стояли у власти в течение длительных промежутков времени перед потопом, от 18 600 до 43 200 лет. Это напоминаем нам о Книге Бытия 5, где перечислены поколения от сотворения мира до потопа. Примечательно, что между Адамом и Ноем мы насчитываем восемь поколений, точно так же, как имеется восемь царей между зарождением царствований и потопом в «Списке царей Шумера».

Применительно ко времени после потопа, в Списке царей фигурируют правители, чьи сроки правления были значительно более короткими. Таким образом, «Список царей Шумера» повествует не только о великом наводнение в начале человеческой истории, но он еще и отражает ту же самую схему убывающего долголетия, как и в Библии — люди жили поразительно долго до потопа и значительно меньше после него (Вуд, 2003).

 Говорят, что «Список царей Шумера» поистине является великой загадкой. Зачем надо было шумерам объединить в одном документе мифических правителей с личностями реальных исторических царей? Почему имеется так много общего с Книгой Бытия? Почему древним царям приписываются тысячелетние сроки правления? Таковы лишь некоторые из вопросов, которые все еще остаются без ответа после более чем столетия исследований.

Но скорее всего на самом деле все очень банально, вот одна из версий объяснения этого списка:

Задавась вопросом об аутентичности и историчности «Царского Списка» мы прежде всего должны иметь в виду cледующие моменты:

1.) Создатели «Списка» не были «историками», ни тем более летописцами в прямом понимании этих слов, каким позднее были например древнгреческие логографы или историки такие как Геродот, Фукдидил или Ксенофонт. Они в отличие от греческих писателей, не «создавали» историю Шумера и их целью конечно же не было описать исторические события и изложить их в хронологическом порядке. Создатели «Списка» преследовали иную цель, идеологически-религиозную – они стремились легитимизировать правящую династию – III династию Ура, а затем и I династию Иссина, которая считала себя наследницей Ура, а также хотели показать «преемственность» царственности, что царская власть – это некая божественная субстанция, явившая с небес, это данность богами и что она может находиться зараз лишь только в одном царстве. А если таким царством и было новшумерская держава Ур-Намма, Шульги и их потомков, которые назвали себя «царями вселенной», «царями четырх сторон света» и «богами», то все параллельно существующие царства как бы объявлялись вне закона, ибо у них не было той божественной царственности нам-лугаль, которая была сначала у династии Ура, а затем и у Иссина и царственность эта очень древняя, сотни тысяч лет передовавшаяся из одного государства другое по воле богов.

2.) Кроме того, в «Список» попали как реально существовавшие цари, но наряду с ними и фантанистические и мифические правители и мудрецы допотопного Шумера, кроме того, и ряд послепотопных царей такие как Гильгамеш, стали позднее легенадрными и правили довольно долго. Гильгамеш правил например по «Списку» аж 126 лет, хотя, скорее всего, он уже был реально существовашей линостью. Начиная примерно со второй половины Раннединастической эпохи – с сына Гильгамеша Ур-Лугаля правители правят уже правдоподобное количество лет. Однако, последовательность их правления порой сильно нарушена и царь Авана например правивший параллельно другому правителю из Мари мог быть помещён за или после правителя Мари, да и годы правления опять-таки далеко не всегда достоверны.

3.) В «Список» по идеолого-политическим соображениям не был включён важный, ключевой южношумерский город-государство Лагаш и его правители, хотя, тут же был включён Мари, который никогда не был шумерским городом и отстоял от самого дальнего шумерского города Киша примерно 420 км к северо-западу и там обитали восточные семиты.

Шумерский список царей
голосов: 1, средний рейтинг: 5.00



Поделиться:


One Response to Шумерский список царей

  1. fortunate gold:

    Как верно отметил, доктор филологических наук, профессор Э. Алибейзаде в XlX веке появилась новая наука – шумерология, которая за последующие века, благодаря новым находкам, стремительно развивалась. Одна из основных задач этой науки выявление родственных связей шумерского языка с другими языками мира:
    «Многие ученые считают этот вопрос давно уже решенным. Так как, по их мнению, накопилось слишком много фактов, доказывающих родство этого языка с тюркскими языками. Они считают шумеров предками тюрков».
    О. Сулейменов сравнил около 60-и слов из числа 100 шумерских слов, которых Дьяконов привел как пример, и пришел к выводу, что основной фонд лексиконов обоих языков состоит из одних тех же слов. Например:

    Шумерский Тюркский
    ——————————————————————————————–
    аб, еб эв (дом)
    эш эшик (прохожая часть дома)
    эд гет (идти)
    заггин яхын (близко)
    гаш гуш (птица)
    деш дешик (дырка)
    уш üч (три)
    наме не (что?)
    О.Сулейменов считает, что без привлечения тюркского материала не возможно восстановить вокальную систему шумерского языка. Сравнив некоторые лексемы, он выявил, что согласным звукам «д» и «г» шумерского языка, соответствуют тюркские согласные «т» и «к»:
    Шумерский Тюркский
    Дингир Тенгри (бог)
    уд ут (огонь)
    удун утун (дрова)
    ада ата (отец)
    дириг терик (глубокий)
    таг так (одинокий)
    По словам О. Сулейменова, модель создание существительных из корней глагола в обоих языках идентична:
    Шумерский Тюркский
    уру гур (строить)
    уруг гургу (строение, город)
    йüзü üз (плавать)
    йüзüк (водная птица) üзгü ( плавание)
    ешти ешит (слышать, слушать)
    гештуг гулаг (уши)
    туру дири (быть живым)
    туруг дирилик (жизнь)

    Благодаря исследованиям этого автора, стало известно, что и для шумерского языка, так же как и для тюркского характерна морфологическая модель «императив + окончание -ен, или -ан = причастие прошедшего времени». Общим для обоих языков является и окончание -ра дательного падежа.
    Что бы понять историческую суть взаимосвязей шумерского языка тюркскими языков, в первую очередь следует сравнить эти языки и установить фонетические, лексические и грамматические параллели. Только так можно выявить древние архетипы. Именно так поступал видный азербайджанский ученый А. Мамедов, который в своей статье «Шумеро – тюркские лексические параллели выявил 120 общих слов. Например:
    Шумерский Тюркский
    узу озан (народный поэт и певец)
    уд öд (время)
    уш hуш (ум)
    изи исти (теплый, горячий)
    ара ара (средина)
    каш гач (бежать, бегать)
    аштар ачар (ключ)
    де де (говорить, сказать)
    ума уммаг (желать, хотеть)
    дуру дуру (жидкий)
    бар бардаг (сосуд для воды, стакан)
    па багыр (кричать, орать)
    па багла (связать)
    са сöз (слово)
    бе бек, бай (князь)
    бадара байраг (флаг)
    са саг (здоровый)
    саа сап (нитка)
    гум гум (песок)
    су су (вода)
    ми мемеш (сиски)
    Примечательно, что из 120 слов, которые были привлечены для сравнения А. Мамедовым, только несколько совпадают теми, что были использованы О. Сулейменовым. Т.е. в этом случае были сравнены совсем другие термины.

    Тот же автор в своей другой статье «Теоретические проблемы первичных корней тюркских языков» углубляя сравнения, пришел к заключению, что это не может быть просто случайностью. Прародиной тюрков является Передняя Азия и возможно, шумерский язык генетически родственен тюркским языкам. К такому же мнению пришел и другой видный азербайджанский ученый Т.Гаджиев, который помимо лексических параллелей выявил параллели и в фонетике, и в морфологии, и в синтактике обоих языков:

    «По мнению некоторых специалистов в шумерском языке было 4, а по мнению других 6 гласных. Установлено 18 согласных. Это не соответствует фонетическому строю современных тюркских языков, но все эти звуки имеются и в тюркских языках. Хоть это и является типологической аналогией, но то, что в шумерских словах, состоящих из двух слог, в обоих слогах используется один тот же гласный, указывает на закон созвучия, характерный для тюркских языков. Этот принцип не соблюдается только в инородных словах. Аналогия наблюдается в развитии и в превращении согласных. Превращение согласных «п», «т», «с» в старошумерском на согласные «б», «д» и «з», а так же на «ш» в новошумерском (п-б, т-д-з, с-з, с-ш) характерна и для тюркских языков…
    Между этими языками наблюдаются некоторые фонетические и морфологические параллели, которые вызывают огромный интерес у специалистов. В слове «тибира» (мастер по меди), которое пишется так же как «ибира» и соответствует тюркскому «темир» (железо), начальная буква «т» не стабильна. То же самое можно сказать о шумерском слове «ан» (небо). Если в начало этого слова добавить букву «т», то получится тюркское «тан» (небо).»

    По словам Т. Гаджиева, архетипы некоторых тюркских вспомогательных слов, таких как «ен» (самый) и «кими» (как) встречаются в шумерском языке в виде «ан» и «ги-гим-гими». Благодаря исследованиям этого ученого стало известно, что окончания некоторых падежей в обоих языках идентичны.
    Принято считать, что шумерский язык перестал быть живым разговорным языком уже в первых веках ll тысячелерия до н.э, после падения шумерских городов – государств. Но как язык древнего культа и письменности жречества – так же как латинский и греческий в наше время – он господствовал в духовной жизни еще почти полтора тысячелетия, вплоть, вплоть до последних веков до нашей эры.

    Создав из своего пиктографического письма первую клинописную систему, шумеры тем самым стали учителями вавилонян, ассирийцев и всех других народов, пользовавшихся клинописью. Многие аккадские слова заимствованы из шумерского языка. Но вавилоняне и ассирийцы восприняли не только систему письменности и многочисленные символы шумеров, но и значительные элементы их культуры и мировоззрения.
    Этим и объясняется то обстоятельство, что шумеры наряду с египтянами считаются создателями культуры вообще, хотя археологические раскопки показали, что и шумеры в свою очередь восприняли от своих незнакомых нам предшественников важные элементы культуры, способствуя дальнейшему их развитию. Хотя очаг их культуры и находился у Персидского залива, они не были коренными жителями этих мест.

    Тот факт, что некоторые ученые считают шумерский язык тюркским, наводит на мысль, что прародина шумеров находилась там, где говорили на тюркском языке. Скелеты шумеров относятся к каспийскому типу средиземноморской расы, к которому относятся и азербайджанцы.
    Э.Церен пишет по этому поводу:

    «Вновь и вновь проводили измерения человеческих черепов из шумерских могильников. Большей частью они были удлиненной формы. Но вот удивительно!
    Эти длинноголовые шумеры изображали себя в произведениях искусства с круглыми головами. Поэтому получилось так, что некоторые ученые относили шумеров к индоевропейцам, другие считали и считают их прототюрками…
    Не был ли Кавказ, страна легендарных аргонавтов, их прародиной?
    Не научились ли шумеры искусству строительства каналов и превращения заболоченных низин в плодородные земли на громадных равнинах, которые тянутся от Черного до Каспийского морей?

    Не пришел ли Ной, согласно библейским преданиям, так же с Кавказа?
    …Почему же в таком случае Библия не смогла в основном исторически верно описать переселение с Кавказа в «Сенаар» (Шумер)?»

    На все три вопроса Э.Церена имеются ответы. Начнем с третьего вопроса. В Библии, где описано переселение потомков Ноя в Шумер (Сенаар) достоверно, говорится:
    «Был один язык и одно наречие. И случилось так, что люди двинувшись из Востока, нашли равнину на земле Сенаар (Шумер)…»

    Что тут имеется под словом «Восток»? На этот вопрос мы находим ответ в произведениях ранних христианских, в том числе армянских авторов, а так же в «Истории албан» Моисея Каганкатукийского. В этих произведениях именно Кавказская Албания, которая находилась на территории Азербайджана, называется востоком или восточной страной. В «Истории албан» есть очень важная информация по этому поводу:
    «Святой Патрик прибыл в Киш, построил тут церковь… Это место является началом всех церквей и городов Востока».

    Село Киш , о котором идет речь в «Истории албан» и которое по словам автора, является началом Востока находится в Шекинском районе Азербайджана. И церковь, о которой идет там речь, до сих пор стоит там. Интересно, что в списке шумерских царей до и после потопа, первыми царями после потопа называются цари из шумерского города Киш. Выходит, что первые люди, прибывшие в Шумер из Востока, перенесли с собой и имена городов своей прародины. Это доказывает и тот факт, что некоторые имена древних шумерских городов имеют свои аналогии в топонимике Азербайджана: Киш и село Киш, а так же река Кеш в Шерурском районе, Лагаш и село Лагыч в Исмаиллинском районе, Урбау и Урва в Кусарском районе, Ур и Шерур (от персидского Шехри Ур – город Ур) в Нахичевани, Урук и село Уруд в Сисианском районе в Западном Азербайджане (с 1918 г. Армянская Республика) и т. д.

    Интересен и тот факт, что в древних шумерских источниках упоминается имя Этаны, первого царя шумеров из династии Киш, о котором еще 5000 лет назад была создана поэма, где рассказывается о его похождениях. Сюжет этой великолепной поэмы идентичен сюжету Азербайджанской народной сказки «Маликмамед».
    В шумерской поэме говорится, что царь Этана в поисках цветка бессмертия, спускается в колодец, где становится свидетелем борьбы змеи и орла. Убив змея, царь на крыльях орла поднимается высоко в небо, где орел предлагает герою посмотреть вниз и сказать, на что похожа земля. Посмотрев вниз, Этана сравнивает землю с круглой лепешкой. Конец похождения шумерского царя не известен, так как глиняная книга, где была записана эта история, найдена в сломанном виде.

    В Азербайджанской сказке царевич Маликмамед в поисках дэва, который крал яблоки жизни у его отца и которого он поранил, спускается в колодец, где становится свидетелем противостояния дракона и феникса. Убив дракона и Маликмамед, так же как Этана, на крыльях феникса поднимается в небо, где птица спрашивает у него, на что похожа земля с высоты. Царевич, так же как его прототип, сравнивает землю с лепешкой.

    Впервые мысль о том, что шумеры являлись выходцами из Азербайджана, высказали такие известные и именитые ученые, как С. Крамер и Т. Хейердал. По мнению великого археолога и шумеролога С. Крамера, шумеры переселились в Шумер с берегов озера Урмия в Южном Азербайджане (Иранский Азербайджан). А Т. Хейердал, сравнив изображения кораблей на наскальных рисунках в Гобустане с кораблями шумеров, пришел к выводу, что прародиной шумеров является территория Азербайджана.
    Археологические раскопки, произведенные в последние годы в Азербайджане полностью доказали вывод вышеупомянутых ученых. Заместитель директора Института Археологии и Этнографии Национальной Академии Наук Азербайджанской Республики Н. Мусеибли пишет по этому поводу:

    «В 80-х годах ХХ века на территории Азербайджанской Республики, в Агдамском районе, в зоне равнинного Карабаха было исследовано позднеэнеолитическое поселение Лейлатепе, которое коренным образом по характеру полученного с него керамического материала резко отличалось от других известных тогда науке энеолитических поселений всего Южного Кавказа. Высококачественная, изготовленная на гончарном круге керамика этого поселения имела самые близкие параллели среди керамического материала убейдской культуры Месопатамии. В этом же регионе наряду с Лейлатепе были зафиксированы и другие поселения с аналогичным археологическим материалом. Это поселения Чинартепе, Шомутепе и Абдал Азизтепе.
    Изучение поселения Лейлатепе и аналогичных уму поселений со специфическим археологическим материалом позволило установить наличие для Кавказа Лейлатепинской археологической культуры познего энеолита. Тогда же в в 80-х годах ХХ в. в Грузии на поселении Бери Клдееби также был выявлен 25 сантиметровый культурный слой с аналогичными с Лейлатепинской культурой артефактами.
    В 2004-2005 гг. на маршрутах нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и Южнокавказского газопровода на территории Акстафинско-го района Азербайджанской Республики были выявлены и обследованы еще ряд поселений лейлатепинского типа. Эти поселения Пойлу l и Пойлу ll на 409 км и поселения Беюк Кесик l и Беюк Кесик ll на 438 км указанных маршрутов.»

    По словам ученого, так как нефтепровод и газопровод проходит прямо через эти поселения, на данных поселениях были осуществлены археологические раскопки. А с расположенного в 350 метрах от Беюк Кесик l поселения Беюк Кесик ll, был собран подъемный материал.
    Как известно, шумеры и тюрки над могилами сооружали курганы. В целом на южном Кавказе, включая и территорию Азербайджана, специальные могильники за пределами поселений энеолитической эпохи пока были неизвестны. С этой точки зрения выявление и изучение курганных захоренений эпохи энеолита представляет большой научный интерес. Такие курганы были зафиксированы азербайджанскими археологами в 2004 году на 432 км трубопроводов на территории Акстафинского района, в одном километре северо-востоку от села Союгбулаг. От некогда большого курганного поля, используемого под сельскохозяйственного угодья, сохранилась лишь небольшая часть, где были зафиксированы более тридцати курганов, слегка возвышавшихся над дневной поверхностью каменой булыжной насыпью.
    Эти курганы не только первые, выявленные на Южном Кавказе могильники эпохи энеолита, но вообще самый древний вид курганов во всем мире. Н.Мусеибли пишет:

    «В начале 2005 года нами были раскопаны шесть курганов, относящихся к позднеэнеолитическому периоду. Всех их объединяет идентичность могильного инвентаря, но форма насыпи курганов, пограбельных камер и обряд захоронения в них различны. Погребальные камеры имели различные размеры, среди них встречались четыркхугольные, овальные и прямоугольные с закругленными углами. Все они были выраты в материке…
    Курганы Союгбулага хотя по ряду признаков и имеют схожие черты с захоронениями местных энеолитических культур, основные черты этих подкурганных захоронений тяготеют своими корнями к Убейдской культуре Мессопатамии. Об этом говорят как сами элементы обряда захоронения, так и характер могильного инвентаря.
    Как известно, у поселений позднеубейдского периода выявлены могильники, расположенные за переделами самих поселений. Но ни у одного погребения того периода нет курганной насыпи…
    В связи с изложенным нельзя не коснутся и вопроса истории появления могил с курганной насыпью. В научной литературе на Южном Кавказе, в том числе, и в Азербайджане появление надмогильных курганных насыпей связывают с Северным Кавказом, влиянием и миграцией на юг этнических групп носителей этого погребального обряда. В науке выдвигалась мысль, о том, что носителями идеи сооружения курганов на Кавказе являются этнические группы майкопской культуры. Часто это обосновывается тем, что Майкопский курган старше всех известных курганов lll тыс. до н.э. выявленных и исследованных на всем Южном Кавказе.
    До выявления Союгбулагских курганов эта точка зрения, хотя и не бесспорна, могла иметь место. Но после исследования Союгбулагских курганов видно что идея курганной насыпинад могилой на Кавказе сформировалась по данным археологии сегодняшнего дня, именно на Южном Кавказе в долине Куры, и, вероятно, отсюда получила распространение на Северный Кавказ, где этот принцип погребального обряда и стал широко использоваться племенами Майкопской культуры.»

    Эти памятники показывают связи Азербайджана с носителями убейдско – урукской, т.е. протошумерской культуры Мессопатамии, и доказывают что шумерская культура, так же, как и тюркская своими корнями связаны с культурой Азербайджана эпохи Энеолита.
    Бахтияр ТУНДЖАЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Top