Танковый двигатель 5ТДФ

Допустим, сын спросит вас: «Папа, а какой самый-самый удивительный мотор на свете»? Что вы ему ответите? 1000-сильный агрегат от Bugatti Veyron? Или новый турбодвигатель AMG? Или мотор Volkswagen с двойным наддувом?

В последнее время появилось немало крутых изобретений, и все эти наддувы-впрыски кажутся удивительными… если не знать историю. Ибо самый удивительный мотор, о котором я знаю, был сделан в Советском Союзе и, как вы догадались, не для «Лады», а для танка Т-64. Он назывался 5ТДФ, и вот несколько удивительных фактов.
Он был пятицилиндровым, что само по себе необычно. У него было 10 поршней, десять шатунов и два коленчатых вала. Поршни двигались в цилиндрах в противоположных направлениях: сначала навстречу друг другу, потом обратно, снова навстречу и так далее. Отбор мощности осуществялся с обоих коленчатых валов, чтобы было удобно для танка.


Двигатель работал по двухтактному циклу, и поршни играли роль золотников, открывавших впускные и выпускные окна: то есть никаких клапанов и распредвалов у него не было. Конструкция была гениальной и эффективной – двухтактный цикл обеспечивал максимальную литровую мощность, а прямоточная продувка — высокое качество наполнения цилиндров.
Ко всему прочему 5ТДФ был дизелем с непосредственным впрыском, где топливо подавалось в пространство между поршнями незадолго до момента, когда они достигали максимального сближения. Причем, впрыск осуществлялся четырьмя форсунками по хитрой траектории, чтобы обеспечить мгновенное смесеобразование.

Но и этого мало. Двигатель имел турбокомпрессор с изюминкой — огромных размеров турбина и компрессор размещались на валу и имели механическую связь с одним из коленчатых валов. Гениально — в режиме разгона компрессор подкручивался от коленчатого вала, что исключало турбояму, а когда поток выхлопных газов как следует раскручивал турбину, мощность от нее передавалась на коленчатый вал, повышая экономичность мотора (такая турбина называется силовой).
Ко всему прочему, мотор был многотопливным. То есть, мог работать на дизельном топливе, керосине, авиационном топливе, бензине или любой их смеси.
Плюс к этому в движке были применены еще полсотни необычных решений, вроде составных поршней со вставками из жаропрочной стали и системы смазки с сухим картером — точь в точь как у гоночных автомобилей.

Все ухищрения преследовали две цели — сделать мотор максимально компактным, экономичным и мощным. Для танка важны все три параметра: первый облегчает компоновку, второй улучшает автономность, третий – маневренность.
Результат вышел впечатляющим: при рабочем объеме 13,6 литра в самой форсированной версии мотор развивал более 1000 л.с. Для дизеля 60-х годов это был великолепный результат. По удельной литровой и габаритной мощностям мотор превосходил аналоги других армий в несколько раз. Я видел его вживую, и компоновка действительно поражает воображение — прозвище «Чемодан» ему очень идет. Я бы даже сказал «плотно набитый чемодан».

Он не прижился из-за чрезмерной сложности и дороговизны. На фоне 5ТДФ любой автомобильный мотор — даже от Bugatti Veyron — кажется каким-то донельзя банальным. И чем черт не шутит, техника может сделать виток и снова вернуться к решениям, когда-то использованным на 5ТДФ: двухтактному дизельному циклу, силовым турбинам, многофорсуночному впрыску.
Началось же массовое возвращение к турбомоторам, которые одно время считались слишком сложными для неспортивных автомобилей.

Танковый двигатель 5ТДФ
голосов: 15, средний рейтинг: 4.73



Поделиться:


17 Responses to Танковый двигатель 5ТДФ

  1. W0W:

    опять русня своим милитаризмом кичится, хочет показать, что они впереди планеты всей, сравнивая несравнимое. лол.
    Русачки, когда же вы уже сдохните, а?

  2. Некто:

    Выкинте коленвалы и поставьте линейные генераторы. Уже время электро трансмиссий, а вы всё гибрид дизеля с турбиной изобретаете.

  3. Аноним:

    А вы все скачите?

  4. veteran:

    W0W сдохнешь ты свидомит бендеровский …. Хто не скаче той бендеровец…Совсем скоро придут к тебе..Чекай …

  5. R:

    Недождетесь!

  6. Alex:

    Дизели подобной конструкции хорошо известны специалистам (хотя когда я рассказываю о подобной конструкции знакомым, обнаруживаю что это для них открытие). Например дизель 2Д100 успешно работающий на тепловозах Т3.
    Мастерство конструкторов позволило найти оптимальную конструкцию хорошо вписывающуюся в танк.

  7. Он:

    Парадокс состоит в том, что изобрели дизель немцы, хотя так получилось, что на Тигре стоял бензиновый Майбах. Как мотоциклы марки Иж (DKW), К-750 (BMW), ракетные и авиационные технологии (реактивные двигатели и множество другой мелочевки), оружейные заводы (тот же сказочник Калашников) и многое-многое другое было вывезено победителями с побежденной Германии. Вывозились целые заводы (линии с максимальным количеством специалистов). Так же был вывезен авиационный двухвальный дизель Jmo-206 с инженерами и технологами. Надо отметить, что это один из нескольких авиационных дизелей, который немцы успешно использовали в армейской авиации. А уже потом был тепловозный вариант Д-50(100), ну и 5ТДФ, с которым в Харькове мучились очень долгл… Ничего нового нет. Также варвары вывозят и сейчас заводи из восточной Украины… философия, однако.

    • Орлуша:

      С восточной украины заводы вывозят их хозяева, так как после имплементации СА никаких заводов на украине остаться не должно — таков заказ ЕС и смысл СА.

      Эти хозяева — варвары? Ну что ж, Вам виднее. Тогда вопрос: подписавшие такое СА — они кто?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Top