Проект M1 Abrams Block III

В начале восьмидесятых годов Пентагон начал программу исследований, направленную на создание перспективной техники для сухопутных войск. Предполагалось создать несколько новых боевых машин различного назначения, в том числе и основной танк. Танк, разработанный в рамках новой программы, должен был стать заменой для существующих боевых машин M1 Abrams. Предполагалось, что первые серийные танки новой модели поступят в войска примерно в середине девяностых годов.

Давайте вспомним это проект подробнее…


Целью проекта, получившего обозначение M1 Abrams Block III, было создание перспективного основного танка, по своим характеристикам превосходящего существующую технику этого класса. В качестве основных методов повышения характеристик назывались новая компоновка внутренних объемов корпуса, необитаемое боевое отделение с автоматической системой вооружения, а также применение ряда новых агрегатов силовой установки и радиоэлектронного оборудования. Кроме того, предполагалось, что в конструкции новой бронемашины будут использоваться некоторые узлы существующих танков, при помощи чего можно было упростить и удешевить производство перспективной техники.

Основной танк M1 Abrams Block III, по задумке конструкторов компании General Dynamics Land Systems, должен был иметь кардинально новую для американского танкостроения компоновку. Для повышения уровня защиты предлагалось увеличить толщину верхней лобовой детали корпуса, а также разместить ее под большим углом к вертикали. Такая компоновка передней части корпуса позволяла создать сравнительно крупный единый объем для размещения всего экипажа. В передней части корпуса перспективного танка предлагалось бок о бок поместить рабочие места трех танкистов (командир, механик-водитель и наводчик). С помощью этого можно было улучшить компоновку внутренних объемов корпуса, а также повысить уровень защиты танкистов

В средней части корпуса нового танка должна была размещаться башня с орудием, оснащенная комплектом автоматики. Последняя должна была осуществлять заряжание и наведение орудия по командам экипажа. Предложение о создании необитаемого боевого отделения подразумевало разработку оригинального автомата заряжания и ряда другого оборудования.

 

Проект M1 Abrams Block III (США)

 

Двигатель и трансмиссию предлагалось поместить в корме корпуса. Подобное размещение силовой установки было отработано на практике и не потребовало бы проведения дополнительных исследований.

В середине 1983 года завершилось строительство первой экспериментальной машины под названием SRV (Surrogate Research Vehicle). Машина SRV предназначалась для исследования новой компоновки агрегатов внутри танкового корпуса. Главной целью испытаний SRV была отработка размещения экипажа в едином объеме в передней части корпуса. Основой для экспериментальной машины SRV стало шасси танка M1 Abrams. При строительстве SRV базовый корпус претерпел заметные изменения. Из-за специфического размещения рабочих мест трех танкистов пришлось ощутимо удлинить переднюю часть корпуса. Силовая установка и ходовая часть остались прежними. На погоне смонтировали весовой имитатор башни лафетной компоновки. По некоторым данным, позже машину SRV оборудовали лазерной системой, позволившей провести предварительные исследования особенностей работы пушки.

Испытания экспериментальной машины SRV позволили изучить плюсы и минусы размещения экипажа в едином объеме. Главным преимуществом такой компоновки корпуса являлась возможность обеспечения более высокого уровня защиты экипажа. Кроме того, упрощалось размещение иных агрегатов. Одновременно с этим оригинальное расположение танкистов сказывалось на сложности бортового оборудования: наводчик и командир нуждались в сравнительно сложных системах для наблюдения за обстановкой и управления вооружением. Тем не менее, эти сложности не привели к остановке проекта.

 

Проект M1 Abrams Block III (США)
Проект M1 Abrams Block III (США)
Размещение экипажа и система автоматического заряжания ХМ-91

 

По окончании испытаний экспериментальной машины SRV стартовало строительство нового опытного образца. Основой для экспериментального прототипа TTB (Tank Test Bed) стало шасси танка M1 Abrams, доработанное с учетом опыта испытаний машины SRV. Машина TTB тоже имела единый объем для экипажа в передней части корпуса, но отличалась агрегатами, установленными на погоне башни. Новый прототип оснастили боевым модулем с необитаемым боевым отделением и гладкоствольной пушкой M256 калибра 120 мм, установленной на оригинальных креплениях.

Внутри корпуса машины TTB находились агрегаты автомата заряжания. 44 унитарных снаряда предлагалось помещать в двухрядный карусельный магазин с вертикальным расположением ячеек. По команде экипажа автоматика должна была извлекать снаряд нужного типа из ячейки и подавать его на линию заряжания.

Рядом с орудием предлагалось поместить часть прицельного оборудования. Ввиду нестандартного размещения экипажа пришлось разработать специальную систему с использованием видеокамер.

Испытания прототипа TTB прошли в конце восьмидесятых годов. Проверка экспериментальной машины показала, что предложенная концепция имеет большие перспективы и может быть полезной для создания новой бронетехники. Тем не менее, требовалось продолжать исследования и конструкторскую работу. Некоторые элементы перспективной машины нуждались в дальнейшей доводке.

 

Проект M1 Abrams Block III (США)

 

На одном из этапов проекта M1 Abrams Block III появилось предложение, касавшееся значительного повышения огневой мощи. В восьмидесятых годах американские оружейники работали над проектом перспективного гладкоствольного орудия XM291, имевшего калибр 140 мм. Сама пушка, автомат заряжания для нее (XM91) и семейство 140-мм боеприпасов разрабатывались в рамках проекта ATAC. Использование пушки XM291 могло привести к значительному росту боевых возможностей танков. Так, дульная энергия орудия XM291 была примерно вдвое больше, чем у M256. В сочетании с семейством новых боеприпасов это должно было значительно улучшить характеристики бронетехники.

Имея большую дульную энергию в сравнении с существующим оружием, пушка XM291 была заметно легче. Разница в весе XM291 и M259 превышала 90 кг. Конструкция 140-мм орудия допускала замену ствола. После сравнительно быстрой процедуры (около часа) танк, оснащенный пушкой XM291, мог бы использовать стандартные боеприпасы калибра 120 мм. Специально для использования с этой пушкой был создан автомат заряжания XM91.

Разработка танка M1 Abrams Block III и перспективного орудия для него продолжалась до начала девяностых годов. В ходе проекта были достигнуты некоторые успехи, и новый танк мог попасть в войска до конца десятилетия. Тем не менее, на судьбе проекта сказалась политическая обстановка в мире. После распада Советского Союза американские и европейские военные стали считать, что бывший потенциальный противник больше не представляет опасности, и поэтому сократили расходы на перспективные проекты. Большое количество программ было заморожено, а часть закрыта. Среди прочих под сокращение попал и проект создания перспективного основного танка.

 

Проект M1 Abrams Block III (США)
140-мм пушка ХМ-291, которая составляет часть системы АТАС сухопутных войск США, с затвором

Система 140-мм гладкоствольной перспективной танковой пушки (АТАС) состоит из пушки ХМ-291, системы автоматического заряжания ХМ-91 и семейства 140-мм боеприпасов.

 

Ожидалось, что система АТАС будет основным вооружением основного боевого танка будущего “Блок III” сухопутных войск США, основной части планируемой модернизации бронированных систем.
Система АТАС была установлена на испытательном стенде перспективной технологии элементов (САТТ-В). Он был создан на базе шасси танка М-1А1 “Абрамс” и в дополнение к системе АТАС имел перспективную объединенную систему силовой установки (AIPS), гидропневматическую подвеску, стандартную архитектуру ветроники сухопутных войск, многодатчиковый прибор обнаружения цели фирмы “Рокуэлл”, основанную на CDC ADA систему управления огнём, лёгкую гусеницу, модульную броню, перспективный прибор предупреждения о химическом нападении, систему коллективной защиты от ОМП и объединенную систему защиты машины с мерами противодействия, приборами обнаружения угрозы и дымовыми средствами.

 

 

До установки на стенд САТТ-В система АТАС устанавливалась в модернизированную башню М-1 на стандартном шасси танка М-1. Её отличают также разработанный Бенетской лабораторией автомат заряжания, модифицированная электронная аппаратура управления огнём танка М-1А1, многодатчиковый прибор обнаружения целей фирмы “Рокуэлл”, стандартный основной прицел наводчика танка М-1 и новый вычислитель управления огнём. В этой машине наводчик размещён справа, как в танке М-1, а командир танка размещён слева на месте, обычно занимаемом заряжающим.
140-мм пушка ХМ-291 является пороховой танковой пушкой с монолитной установкой и механизмом отката, которая ведёт стрельбу боеприпасами, состояшими из двух частей (снаряда и заряда), её дульная энергия в два раза больше дульной энергии стандартной 120-мм пушки М-256, установленной в современных танках М-1А1 и М-1А2 “Абрамс”. Орудие оснащено теплоизолирующим чехлом, экстрактором порохового дыма и на 91 кг легче стандартного 120-мм орудия М-256.

 

При простой замене ствола, которая занимает один час, эта система может также вести стрельбу 120-мм цельными обычными и перспективными боеприпасами.
Во время действия системы автоматического заряжания ХМ-91, разработанной Бенетской лабораторией сухопутных войск США, распознаётся выбранный тип боеприпаса, телескопическая камера, содержащая унитарный снаряд, перемещается к зарядному отверстию и дверца заряжания открывается. Затем механизм досылателя продвигается вперед и захватывает закраину основания гильзы, механизм захвата снаряда, который держит унитарный снаряд на месте, выключается и внутренний отсек движется вперед.
Стыковка внутреннего отсека с казенной частью ствола происходит на полном удлинении и выстрел досылается в пушку. Головка досылателя и внутренний отсек убираются затем в свое первоначальное положение и дверца заряжания закрывается. Порядок разряжания подобен и для этой процедуры в задней части автомата заряжания обеспечено отверстие для перезарядки боеприпаса.
Механизм передачи боеприпаса разработан фирмой “Локхид Мартин” с установленной в нише башни боеукладкой боеприпасов, готовых к немедленному использованию, в которой содержатся 17 120-мм или 140-мм выстрелов, боеукладка в корпусе содержит 22 140-мм выстрела из двух частей или 33 унитарных 120-мм выстрела.

 

 

Автоматическое заряжание происходит при темпе 8-12 выстр./мин.. Досылатель обеспечивается фирмой “Брансуик дефенс”.
Семейство боеприпасов системы АТАС состоит из трех снарядов: снаряда кинетического действия ХМ-964, кумулятивного снаряда ХМ-965 и учебного снаряда ХМ-966 для обоих выстрелов.
Каждый выстрел состоит из снаряда и заряда. Заряд, который идентичен для всех трёх снарядов, состоит из основания укороченной детали и блока детонатора (подобно таковому для стандартной 120-мм гильзы), сгораемой боковой стенки, системы воспламенения и метательного заряда.

Все работы по проекту M1 Abrams Block III были приостановлены, а затем прекращены. Дальнейшее развитие танков было решено вести по пути совершенствования имеющихся машин семейства M1 Abrams без каких-либо серьезных изменений конструкции. Одним из результатов такого подхода к обновлению бронетехники стало прекращение работ по 140-мм орудию XM291. Несмотря на высокие характеристики, оно не соответствовало взглядам военных на модернизацию танков.

 

 

Проект M1 Abrams Block III (США)
Проект M1 Abrams Block III
голосов: 1, средний рейтинг: 5.00



Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Top